+7(495) 766-23-92;

grandlenta@mail.ru

О дизайне декоративных лент

Декор - фантазия

Декоративная отделка, или декор, считается одним из значимых элементов в композиции изделий и потребительской продукции, увязанной с объектом линиями, формами, конструкцией, материалами, цветом. Эти дополнения или украшения совсем не обязательны и, случается, даже ухудшают реальные потребительские качества продукта. Детально разработанные и конструктивно «безупречные» фантазии дизайнеров призваны создавать иллюзию совершенства. Они (маркетологи и дизайнеры) знают, что человек подвержен и охотно отдается бесчисленному множеству всяких влияний, теша себя иллюзиями контроля над эмоциями и инстинктами.

Фантасмагория декоративных усовершенствований захлестнула потребительский рынок и уже клином вбита в сознание потребителей. Бесконечное обсуждение новых изгибов бамперов автомобилей, двойное чудодействие лекарств в новой упаковке, непрерывное обновление программных продуктов… Создание внешне безупречного продукта важнее его реальных потребительских качеств.

Понятие декора как внешнего оформления и украшения безнадежно устарело. Несомненно, производители в ряде случаев стараются внедрять декоративные украшения, соответствующие конструктивным и функциональным свойствам изделий, но это дорогое «удовольствие» и не каждому по карману. Проще вносить незначащие декорационные изменения, создавая видимость улучшения потребительских качеств и надежности изделий. В результате декор превратился в маркетинговую философему, из которой, в свою очередь, выросла целая индустрия оболванивания.

Декоративный подвесХорошо, что декоративная ленточка, мелочь, в этой череде непрерывно меняющихся декораций сохранила свое маленькое место как классическое декоративное украшение. Такое оформлениеоформление никак не влияет на потребительские свойства продукта, так как не связано с ним конструктивно. Только в таком виде возможно настоящее воплощение фантазий - легких, ненадежных, изменчивых, смутных и неопределенных. Материальная пластичность, возможность печати, легкость и ненавязчивость - именно на этом фоне мы будем рассматривать функции и назначение декоративной ленты. Вне всякого сомнения, основной функционал ленты – украшение, но функция любого изделия всегда больше простой прагматики, даже если создатели этого не осознают. Любой продукт в сфере потребления несет в себе культурную, социальную, эстетическую составляющие.

Упаковка - наиболее частая, но абсолютно не единственная, область применения декоративной ленты, более давняя и древняя – декорирование одежды и интерьера. В любом случае, дизайнер или декоратор должен четко понимать и знать, что бьющая через край необузданная фантазия – плохо. Настоящее творчество всегда ограниченно рамками, которые могут казаться иррациональными или несущественными внешнему взгляду, но обязательными для творящего. Автор ни в коем случае не пытается менторствовать, наоборот, в процессе собственного рассуждения нащупывает те узкие границы, в рамках которых получится кратко и ясно изложить свои зыбкие, расплывчатые мысли. Лента для упковки

Мы не будем говорить о декорировании как предмете искусства, а сконцентрируем внимание на аспектах и характеристиках, определяющих творческое использование лент в сфере бизнеса и маркетинга. Лучший способ подвигнуть человека к добровольному, сознательному поступку – воздействие на уровне подсознания, минуя абстракции нашего рационального интеллекта. Поэтому следует сразу определить оптимальную сферу применения декоративных лент. Бессмысленно их использовать к продуктам повседневного пользования и товарам первой необходимости. Там действует принцип «Лени Голубкова» - рекламы мало не бывает.

Практическое применение ленты определяется главной характеристикой ее функции – привлечение внимания потребителя и, еще более важное, создание и закрепление эмоционального подсознательного образа, который будет ассоциироваться с декорируемым предметом. Данная характеристика является важной не только для имиджа какой-то конкретной продукции, но и в целом, когда лента используется для украшения интерьера или одежды. Несомненно, требовать от декоративной ленты многого не стоит, и никакая декорация в перспективе не заменит реальных полезных потребительских качеств продукта. Любая палка имеет два конца, и неудовлетворенность потребителя продуктом вызовет отрицательную ассоциацию.

Декоративная лентаНевозможно предсказать, какой элемент дизайна, упаковки или декоративного украшение окажет решающее воздействие и способствует созданию требуемого паттерна поведения. Даже слово «требуемый»- существенное преувеличение. Компании давно научились обходиться без этих сложностей заменив тонкую работу (spiritus vitae) вдалбливанием в мозги необходимого образа (не только в бизнесе, но еще в большей степени в политике, социальной и общественной жизни). Не всегда, конечно, такие «усилия» нужны, и далеко не у всех есть соответствующие материальные ресурсы.

Но вернемся к нашим маленьким декоративным ленточкам и попробуем ответить на вопрос: а как сделать практически то, что автор пытался описать выше? Точных пошаговых инструкций не существует в принципе, кроме врожденной способности творческого человека создавать, организовывать и понимать, в том числе осознавать, что понимать и знать - не одно и то же. Независимо от того, каким образом использовать декоративную ленту (упаковка, бант, брелок, подвязка, подвеска, бирка…), на ней требуется наличие знака. Просто чистая цветная или разукрашенная узорами лента никогда не станет символом, если этот узор не будет увязан со знаком, или сам им не будет.

Сразу же приходит на ум размещение логотипа на ленте, что все поголовно и делают, но это совсем не обязательно и даже не нужно, так как подавляющее большинство логотипов совершенно ничего потребителю не говорят, он их не помнит и не знает. Несомненно, если разметить на ленте известное надкушенное яблоко, предварительно договорившись с правообладателем, то коммерческий эффект будет неоспоримым. Но у подавляющего большинства нет таких логотипов-символов, и они не возникают сразу и ниоткуда.

БантМожет быть, дизайнеру, художнику следует отказаться от разумных идей практического интеллекта и довериться зыбкой интуиции? Неизмеримая игра противоположностей, контаминация несовместимого, проблеск интуитивного понимания – это мир интуиции, подсознания, а талант - он во всех мирах талант. Декоративная лента как недорогое внешнее украшение - очень удобный инструмент для таких экспериментов. В случае неудачи от нее легко отказаться без всякого вреда для продукта или имиджа…, но если получится – надкушенная груша, сломанный орех, кривой треугольник: к какому символу люди будут стоять в очередях ночами?