Шелкотрафарет
silk screen printing – так звучит правильное название на английском, и правильный перевод не шелкография – шелкотрафаретная печать. Трафаретная печать наряду с высокой, древнейший вид печати, не рисования, а именно печати графики и надписей налентах. В промышленном производстве печатные сетки первоначально делались из шелковых нитей, отсюда и название. В наше время шелковые нити для сеток уже не используют, но название закрепилось. С точки зрения нанесения на ленты шелкотрафарет, пожалуй, не самый удобный вид печати и декорирования лент. Единственное и главное преимущество – возможность нанесения на ленты толстым слоем кроющими красками, что позволяет печатать по цветным поверхностям белым цветом.
Даже при такой ценной характеристике сопутствующие сложности и ограничения шелкотрафарета делают работу печатника не технологией, а искусством. Существуют более жесткие в сравнении с другими видами печати ограничения на толщину линий и размер знаков, а кроющие способности красок не отменяют миграцию белого цвета в фон цвета ленты, обусловленную испарением красителя ленты при сушке. Использование подложки для нанесения на ленты затруднено и применяется редко. Лента очень узкий материал и простое пропорциональное уменьшение логотипов, знаков и букв делает их не печатными, а брендирование ленты – совместное искусство дизайнера-технолога и печатника.
Белый цвет при нанесении надписей на ленту самый популярный и самый сложный. Этот сложносоставной цвет, состоящий из суперпозиции всех цветов радуги негативно реагирует практически на любые посторонние примеси и добавки, без которых шелкотрафаретная печать обходиться не может. Конечно существуют отработанные и шаблонные приемы целенаправленных и компенсаторных действий, которые печатник осуществляет в процессе печати и благодаря которым достигается однотипность нанесения в сочетании со скоростью и массовостью тиражей печатных лент. И, все же, идеально белого цвета, белоснежного цвета, белого при белого цвета, как часто просят и требуют клиенты, получить невозможно. Не существует никаких абсолютных законов природы, запрещающих добиваться идеальной белизны, но существуют экономические и технологические ограничения, и в практическом плане используется простой критерий – несовершенный человеческий глаз - если кажется, что белый, значит так оно и есть.