+7(495) 766-23-92;

grandlenta@mail.ru

Статья

Поговорим о шелкографии

Шелкография или трафаретная печать имеет широкое хождение в полиграфическом производстве и своих позиций сдавать не собирается. Тому есть несколько причин, позволяющих шелкографии быть незаменимой в сравнении с другими видами полиграфической печати: Первое – данный метод печати позволяет наносить на поверхность толстый слой краски, который создает объемность, что очень нравится заказчикам. Второе – шелкография позволяет печатать без давления на поверхность запечатываемого материала, что во многих случаях критично (печать на хрупких материалах). Третье – шелкография позволяет печатать по неровным поверхностям, заполняя краской неровности.

С точки зрения печати по тканым лентам из выше перечисленных пунктов важны первый и третий. Области применения трафаретной печати огромны. Для рядового пользователя знакомство с печатью ограничено футболками, этикетками или сувенирной продукцией. Но это не главная область применения - шелкография широко применяется в промышленном производстве и специальных видах печати. В данной статье на этом более останавливаться не будем. Нас интересует узкий сегмент трафаретной печати по тканым лентам.

Простой трафаретный станокВ трафаретной печати используется большое разнообразие красок и связующих элементов, что позволяет печатать практически на любых поверхностях. Для шелкографии требуются три основных инструмента: Продавливание краски через сетку на запечатываемую поверхность осуществляется ракелем (скребок). Для натягивания сетки требуется рама, и, конечно, сама сетка. Все остальные механизмы, приспособления, оборудование можно считать дополнением к трем главным инструментам для удобства, технологичности и скорости печати.

Ручной деревянный ракельРакель должен быть износоустойчив к физическим деформациям, обладать прочностью к истиранию и на разрыв, и устойчив к различным растворителям. Для его изготовления применяют синтетические резины или пулиуретаны. В современных станках ракель не только продавливает краску, но и выполняет функцию возврата краски в начальное положение. Ракель двигается с постоянной скоростью и обеспечивает равномерное давление по всей площади формы.

Сетка для трафаретаСетки для печати первоначально делались из шелковых крученных нитей (отсюда название – шелкография), а сейчас, естественно, используют искусственное моноволокно, полиамидное или полиэфирное. Использование искусственных нитей имеет большие преимущества перед натуральными. Они менее шероховаты, что дает возможность получать более четкие оттиски, устойчивы к перепадам температур и влажности, легко очищаются, что позволяет многократно использовать сетки, устойчивы к агрессивным средам. Для печати по лентам используются сетки с номерами от 50 до 100. Номер сетки определяет количество нитей на один сантиметр.

Рама для трафаретаРамы сейчас используются в основном металлические; алюминиевые чаще или стальные. Рамы должны быть прочными, устойчивыми к температурным перепадам, деформациям, агрессивным средам. Для этого производят специальную гальваническую обработку и используют различные лаковые покрытия. Натяжку сеток на рамы производят с максимально допустимым для данного вида сетки усилием, чтобы не было провисаний и последующего искажения изображений. Для натяжки используют приспособления разных конструкций, от ручных до автоматических. Ни способы крепления сеток на рамы, ни методы натяжения в данной обзорной статье рассматриваться не будут.

На этом маленькую вводную обзорную техническую часть статьи закончим. Очень много не сказано (процесс, параметры и контроль натяжения сетки, методы фиксации сетки на раме, предварительная обработка сетки и нанесение фотослоя, процесс экспонирования и т.д.) но более подробное описание выходит за рамки и формат данного обзора.

В основной части обзора сразу остановимся на одной важной проблемной особенности трафаретной печати. Разрешение или толщина линии в макете не должна быть менее 0.2 мм. Такое ограничение связано с тем, что нити сетки имеют толщину и перекрывают доступ краски к определенной площади; краска потом расплывается по материалу ленты и образует не очень четкие края и при печати на репсовой ленте неровная поверхность дополнительно огрубляет линии на полуширину «репса». Эта особенность вынесена в самое начало потому, что является постоянной проблемой печатников на которую указывают потребители, не понимающие (и не обязаны это делать) основ трафаретной печати. Дизайнеру макетов необходимо объяснять этот момент клиентам во избежание последующих претензий.

Существуют еще технические аспекты, которые влияют на разрешение изображения, но они не такие явные. Хотя при неаккуратной и неквалифицированной работе печатника могут существенно влиять на конечный результат. Такое замечание связанно с тем, что часто предпечатную подготовку сетки поручают «помощнику печатника» не знакомому с тонкими аспектами подготовки трафаретных форм.

Описанные выше ограничения по разрешению так же накладывают минимальные пределы на размер знаков или букв, при котором их еще можно рассмотреть. При меньших размерах получается просто маленькая неровная клякса. Это особенно актуально при печати различных маленьких значков (торговая марка, копирайт, товарный знака и др.). Так как площадь печати на ленте всегда маленькая, то при пропорциональном уменьшении изображения, размеры этих значков становятся пренебрежимо малы.

Трафаретный станокПроцесс печати на лентах не отличается от такового на других широкоформатных материалах. Можно использовать любое оборудование от ручного до автоматического. Только есть одна особенность. На обычных станках массовое производство лент выполнить сложно, много ручной работы (приладка на «глазок») и брака. Для промышленной печати по лентам используются специальные станки, где главным узлом является не форма с ракелем (можно хоть руками возить, в соцсетях таких видео много), а лентопротяжный механизм. Требования к такому механизму жесткие и на любых станках (ручных, полуавтоматических или автоматических) это приводит к существенному усложнению конструкции.

Усложняет процесс и то, что лента - тканый материал и применение вакуумного стола, как и для других тканых мягких материалов затруднено. Слабоклеящее покрытие стола тоже невозможно применить, так как лента печатается из рулона в рулон и всегда находится над столом (часто в несколько потоков). В этом случае протирать чем-либо стол невозможно. Это еще дополнительное требование к качеству лентопротяжного механизма.

Еще особенностью печати по тканым материалам и лентам соответственно, является необходимость нескольких прогонов одного оттиска, что бы краска лучше впитывалась в материал (адгезия – прилипание). Следует немного остановиться на цвете печати. В природе не существует в принципе идеально белого или идеально черного цвета, потому что любое вещество, с которым имеет дело человек, не поглощает весь свет (становится черным) и не отражает весь падающий на него свет (становится белым). Частые просьбы клиентов сделать белоснежно идеальный белый или черный-черный цвет упираются в непреодолимые трудности. В пределах погрешности восприятия человеческого глаза проблема чаще решается путем увеличения насыщенности цвета за счет более толстого слоя краски на ленте и увеличение «густоты» краски, подбора специальных добавок-пигментов. Все эти манипуляции несут в себе новые технологические проблемы и борьба получается вечной.

Одной из главных отличительных и привлекательных черт трафаретной печати является возможность «объемного» нанесения, т.е. печать толстым слоем краски. Бытует мнение, что за счет толстого слоя краски и появляется способность перекрывать цветной фон материала. Это не совсем так, кроющий эффект во многом достигается за счет использования специальных добавок – пигментов. Главная характеристика пигментов – коэффициент преломления света - зависит от материала пигмента и связующего состава, с которым пигмент смешивается.

Для трафаретной печати выпускается множество красок с широким диапазоном характеристик для печати по разным материалам и поверхностям. При печати на текстильных лентах в основном используются пластизолевые краски, а при наличии специального оборудования УФ краски. Преимущество пластизолевых красок при печати по тканым материалам – высокая эластичность и нерастворимость в воде. Эластичность очень важное и фундаментально требование, так как ткани мягкие и при их изгибании красочный слой не должен ломаться и облупливаться. Температура сушки пластизолевых красок обычно составляет 150 – 200 градусов. Не всякие тканые ленты способны выдерживать такие температуры, что еще добавляет сложности. Приходится использовать специальные присадки, понижающие температуру сушки, варьировать скорость печати, ставить более мощные вентиляторы в суше и пр. манипуляции, но, опять же, это приводит к ряду других нежелательных последствий.

Если попытаться все коротко суммировать, то получим достаточно противоречивую и пеструю картинку. Трафаретная печать по узкорулонным тканым материалам имеет ряд специфических сложностей и требований, совместное устранение которых практически сильно затруднено. На лентах редко когда используется подложка, так как ее нанесение требует дополнительного дорогостоящего оборудования, а, значит, изначально более остро стоит вопрос закрепления краски на ленте и кроющей способности. К этому часто еще добавляется невозможность высокотемпературной сушки. Чрезмерное использование пигментов для увеличения кроющей способности создает проблемы с закреплением краски и ее вязкостью, что не позволяет получать красивые картинки с ровными краями и тонкими линиями. Использование клея для лучшего закрепления краски влияет на кроющие свойства и эластичность. Использование добавок для понижения температуры сушки (там, где материал ленты этого требует) не дает стопроцентного результата и негативно сказывается на кроющих свойствах. К этому добавляются красители самой ленты, которые под действием температуры испаряются и пропитывают краску в цвет фона (миграция цвета).

Многообразие красок, всевозможных добавок и присадок, специфические свойства материла (тканых лент) превращают работу печатника и технолога из технологического процесса в искусство. Дорогостоящее специализированное оборудование, качественные ленты и расходные материалы позволяют процесс печати по лентам опять превратить в технологию, но это требует очень серьезных финансовых и организационных вложениях, что сделает конечную стоимость продукта (лент с логотипами, лент для медалей и бейджей) чрезвычайно дорогими. Проще и дешевле немного «поколдовать» и подобрать разумную середину, когда изъяны печати не будут сильно заметны и принципиальны рядовым потребителям без специальных знаний.