+7(495) 766-23-92;

grandlenta@mail.ru

О цвете

Перцепция цвета

Наблюдение окружающего нас мира в цвете – величайшее достижение эволюции или дар, данный нам - кому как нравится. А далее начинаются сложности, так как восприятие цвета человеком вопрос не столько физический, сколько психологический. Существуют первобытные племена в Африке, у которых даже слов в языке нет, для обозначения синего (голубого) цвета, они его не воспринимают и не видят. У северных заполярных народов есть большая градация белого цвета, которую мы не различаем, талантливый художник может различать сотни оттенков одного цвета, а мы, обыватели, еле десяток оттенков насчитаем. Значит ли это, что если мы какой-то цвет не воспринимаем, то его нет? Очевидно – нет… или, все-таки Да?

Цвет - это определенная длина волны электромагнитного излучения, которую наш глаз способен воспринимать. Непосредственно свет, исходящий от источника (солнце, лампочка…) цвета не имеет. Все физические предметы обладают свойством отражать и поглощать свет, но отражается не весь свет, какая-то часть (длина волны) поглощается. Уже отраженный от предмета «неполный» свет попадает нам в глаза и далее эту недостающую часть спектра наш мозг воспринимает уже как цвет. Здоровый глаз как физический инструмент способен воспринимать весь спектр видимого излучения, но далее сигнал для обработки поступает в мозг, и вот там начинаются «чудеса».

С самого начала развития промышленной полиграфии и дизайна вопрос восприятия цвета, его измерения, систематизации и правил применения был остро насущным и требовал некоторого удовлетворительного разрешения. Физически измерить цвет, т.е. длину волны, дающую определенное цветовое ощущение, не проблема. Поэтому для нужд полиграфии и дальнейшей стандартизации цвет определяется как условное название, принятое профессиональным сообществом по показаниям колориметра или спектрометра. Такое определение практически удобно, так как позволяет специалисту в любой точке планеты и в любое время определить цвет предмета, просто измерив его колориметром (при соблюдении стандартных условий освещения), и результаты измерения всегда одинаковы. Конечно, это очень и очень упрощенное изложение, существует множество неоднозначных и не решенных по сей день вопросов.

PantoneМы не будем далее касаться физических характеристик света как электромагнитного излучения (длина волны, частота, поляризация, интенсивность), а сосредоточимся на психологических характеристиках восприятия цвета. Человек видит не просто цвет поверхности, но определяет такие его свойства как яркость цвета, насыщенность, тон цвета. Интуитивно, все понимают о чем идет речь, но при попытке объяснить эти свойства возникают серьезные трудности, так как фактически требуется рационально объяснить субъективные ощущения. Красный предмет на белом фоне и стандартном освещении будет казаться ярким, а в сочетании с другими цветными предметами и не на белом фоне (как обычно в реальности происходит) воспринимаемая яркость его существенно уменьшится. Это пример простой и однозначный, поддающийся несложному разрешению, но в реальных производственных условиях взаимодействия с заказчиками присутствует еще множество привходящих факторов, искажающих объективное цветовосприятие.

Несомненно, ученные занимались ранее и продолжают сейчас изучать проблему соотношения физических характеристик света и психофизических свойств цвета. Разработано множество цветовых систем, принятых и утвержденных профессиональным сообществом, разработаны базовые стандартные условия цветоопределения – все это позволяет производителям красящих веществ, дизайнерам и печатникам согласовано и качественно, понимая друг друга, выполнять свою работу. Это одна сторона медали, с другой стороны остается репрезентация цвета рядовым потребителем и заказчиком, обусловленная множеством известных и еще большим количеством неизвестных (и не могущими таковыми быть в принципе) психологических факторов.

Начнем с того, что на кажущийся цвет логотипа на ленте (впрочем, как и на цвет самой поверхности) влияет падающий на нее свет. При разных условиях освещения цвет ленты будет разным. Профессиональным сообществом приняты международные стандарты освещения, при которых следует рассматривать цвет отпечатанного изделия, и имеются специальные кабины для просмотра печатных оттисков. Сложность заключается в том, что восприятие цвета у вех людей разное и не профессиональное. Объяснить въедливому клиенту правильность оттенка логотипа на ленте вопреки тому, что ему кажется бывает сложно, и в подавляющем большинстве случаев, клиенты не рассматривают цвет отпечатка в стандартизированных условиях. Еще больше нюансов вносит тот факт, что запечатанная поверхность практически никогда не рассматривается изолированно. Цвет фона ленты однозначно влияет на кажущиеся цвета логотипа, а в многоцветных запечатках каждый цвет влияет на восприятие соседних цветов.

Талантливые художники знают об этом и используют в своих произведениях для создания требуемого цветового впечатления. Вот только печатники – технологи, которые печатают и клиенты, которые заказывают не художники. Печатник получает техническое задание, в котором цветовые решения расписаны в СМИК или в пантонах и печатает, и как результат будет смотреться в целом, заранее не знает. Такая ситуация порождает недопонимание, когда клиент утверждает, что в заказе не те цвета логотипа на ленте, что он указывал, а печатники настаивают, что все сделано в точности с указанными пантонами. Все вышеописанное относится к тону цвета, но у воспринимаемого глазом человека цвета есть и другие характеристики: чистота, светлость, яркость.

В общем случае эти свойства зависят от интенсивности освещения, чем больший световой поток падает на запечатанную поверхность, тем более яркими представляются цвета, но разные цвета (пигменты) различно реагируют на увеличение интенсивности, что может вносить дисбаланс в общее восприятие композиции. Воспринимаемая глазом яркость цвета запечатываемого материала имеет значение только в сравнении, изолированный цвет яркости не имеет. Поэтому на кажущуюся яркость элемента изображения влияют наряду с интенсивностью падающего света и окружающие цвета. Печатникам заранее не известно в каких условиях будет эксплуатироваться изделие, и с практической точки зрения лучший вариант – это наличие у клиента профессионального бренд-бука, когда квалифицированные дизайнеры, знающие основы цветовосприятия рационально и грамотно составят композицию и подберут цвета. Конечно, у большинства заказчиков таких дорогих брэнд-буков нет, да и не нужны они в большинстве случаев.

В этом случае смею заверить, что никто из Ваших клиентов не будет пристально вглядываться в ленты с логотипом и задаваться вопросом, а соответствует ли цвет буквы или логотипа фирменным цветам Вашей компании и, если нет, то на сколько процентов отличие. Важно и достаточно, чтобы Вас как заказчика продукт устраивал и нравился.